Актуальные современные проблемы и перспективы технологического образования: Материалы Международной очно-заочной научно-практической конференции, Брянск 23 мая 2013 г. БИПКРО.- Брянск.2014.-134 с.

 

Непогода Л.И. к.п.н., директор ГБОУ СПО «Брянский техникум питания и

торговли» г. Брянск,

Хохлова Т.В., доцент БИПКРО

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

 

Основной целью модернизации системы начального профессионального образования является - подготовка выпускников и соответствии с потребностями рынка труда и инновационной экономики страны, Подготовка учащихся должна быть эффективной. Эффективность - это отношение полученных результатов к затраченным ресурсам.

В настоящее время экономика переживает определенные проблемы, связанные с нехваткой рабочих кадров - 80% нехватка рабочих, причем статистика свидетельствует о том, что объемы подготовки кадров по прежнему    деформированы.    Сегодня    высшее    образование    обеспечивает подготовку специалистов на 60%, СПО 13%, НПО 15%. Однако востребованность в кадрах совершенно противоположна. Анализ показывает, что 2012 году ВУЗы поставят на рынок труда избыточное количество специалистов и каждый второй останется лишним. Все это произошло потому, что последние 10 лет система образования развивалась неадекватно потребностям экономики страны.

В связи с этим система начального профессионального образования переживает сложное время. Качество подготовки выпускников профессиональных училищ и лицеев, в основном, не соответствует требованиям работодателей. Рынок труда сегодня испытывает большую потребность в профессионально-компетентных и мобильных специалистах, творческих личностях, обладающих метопрофессиональными и профессионально-личностными качествами. Одним из основных средств, обеспечивающих развитие всех этих качеств выпускника, является метод проектного обучения.

Впервые   в   России   Департамент   образования   Брянской   области   и Брянский институт повышении квалификации работников образования при поддержке совета директоров УНПО провел олимпиаду творческих проектов учащихся системы   начального   профессионального образования.   Кафедра технологии   и профессионального   образования   носит   имя   ученого-педагога   -   нашего земляка,    основоположника     внедрения     метода    проектов     в    систему образования. Он писал «Метод проектов позволит разбудить дремлющие способности подрастающегопоколения, которым суждено возродить былую силу и славу нашей великой Родины». Его слова очень актуальны сегодня для системы НПО.

Основная цель олимпиады - отработка организационных и нормативно-правовых      основ      для       внедрения       метода      проектов       в      систему профессионального образования и организации областных и всероссийских олимпиад творческих проектов учащихся УНПО по различным профессиям. Эта олимпиада являетсяначалом внедрения метода проектов в систему НПО и продолжением дела Виктора Дмитриевича Симоненко, главная задачей которого является - совершенствование педагогической системы подготовки конкурентоспособных, творчески активных, профессионально компетентных и мобильных выпускников УНПО.

Метод проектов является одним из наиболее эффективных педагогических методов обучения учащихся творческому применению подученных теоретических знаний в практической профессиональной деятельности. Ведьтот факт, что 80% выпускников учреждений образования не могут применить теоретические знания на практике, в жизни заставляет сегодня задуматься педагогов-новаторов и совершенствовать содержание и методику обучении учащихся  как общеобразовательному,  так и профессиональному циклу.

Опыт  внедрения метода проектов в  1993 году вобщеобразовательной школе свидетельствует о его высокой эффективности.         Использование метода проектов в системе НПО в виде экспериментана базе ПЛ №39 также дало положительные результаты.

Во-первых, в ходе выполнения творческого проекта у учащихся повышается интерес к учению, растет мотивация, так, как метод проектов основан ив разрешении конкретной, проблемной, интересующей учащегося ситуации, Во – вторых, метод проектов разрушает однообразную учебную рутину и позволяет учащимся проявлять инициативу, творчество, самостоятельность, познавательную активность, интегрировать имеющиеся у них знания, находить и применять новые пророй путем самообразования, объективно оценивать свои возможности и ограничения. Эта деятельность однозначно направлена на формирование и развитие профессионально и личностно значимых качеств учащихся.

В третьих, метод проектов по содержанию и технологии выполнения направлен на реализацию новых образовательных стандартов в основе которых заложен компетентностный подход. Его основная цель сливается с целью реализации метода проектов - формирование ключевых профессиональных компетенций, формирование у них профессиональной мобильности и создание необходимых условий для успешной социально-профессиональной адаптации выпускников УНПО.

На протяжении двух дней учащиеся 19 профессиональных лицеев Брянской области защищали проекты перед членами жюри и своими коллегами. А до этого прошли уже 2 этапа конкурса, включающие отбор лучших пояснительных записок выполненных проектов и тестирование участников.

Первые места были присуждены в каждой из представленных номинаций. Лучшими среди городских участников признаны проекты: «Изготовление цыганского костюма», «Домик для скворца». «Искатель на снеговом индикаторе», «Детский фрак из утиля», «Изготовление стенда колеса легкового автомобиля» и др..

Результаты данной олимпиады в очередной раз доказали, что у нас есть талантливые   дети, их творческие   способности в профессиональной деятельности сегодня востребованы обществом, эти учащиеся никогда не потеряются  в жизни,    их ждет большое будущее.  Награды  нашли своих героев,  в данном состязании  проигравших  не было.  Некоторые защиты проектов проходили так ярко и эмоционально, что хотелось бы видеть этих ребят не только грамотными специалистами на производстве, но и будущими студентами и педагогами в своих родных учебных заведениях.

Мы надеемся, что первая областная олимпиада творческих проектов учащихся УНПО найдет признание и поддержку у всей педагогической общественности.

 

Положение об Олимпиаде «Творческие проекты и системе НПО»

 

I .Общие положения

1.1. Настоящее Положение об Олимпиаде «Творческие проекты в системе НПО» (далее Олимпиада) учащихся системы начального профессионального образования определяет порядок организации и проведения Олимпиады, ее организационно-методическое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде и определений победителей.

2.1. Учредителями Олимпиады являются департамент общего и профессионального образования Брянской области, Брянский институт повышения квалификации работников образования, Совет директоров учреждений начального профессионального образования Брянской области.

 

II. Цели и задачи Олимпиады

2.1.   Основными целями и задачами Олимпиады являются:

пропаганда целей и задач профессионального образовании и повышение его качества;     повышение     интереса     учащихся     к     творческо-проектной деятельности и методу творческих проектов как инновационному процессу, способствующему эффективной реализации теоретических знаний в практической деятельности; развитие у учащихся системы начального профессионального образования творческих способностей и интереса к научной деятельности, связанной с поиском наиболее эффективных способов и средств овладения профессией, развития профессиональной мобильности и компетентности; пропаганда и распространение опыта творчески работающих педагогов учреждений начального профессионального образования Брянской области.

 

III. Участники Олимпиады и порядок выдвижении

3.1. Участие в Олимпиаде является добровольным. Принять участие в Олимпиаде могу! учащиеся учреждений начального профессиональною образования Брянской области.

3.2.Выдвижение кандидатов для участия в Олимпиаде осуществляетсяруководителем образовательного учреждения.

IV. Организация и сроки проведения Олимпиады

4.1. Олимпиада проводится в три этапа.

4.2. Устанавливаются этапы и сроки проведения Олимпиады:

I     этап проводится образовательными учреждениями

II    этан    проводится        департаментом    общего    и    профессионального образования совместно с БИПКРО Брянской области в два отборочных тура:
первый      (заочный)      -      рассмотрение      представленных      творческих проектов(пояснительной   записки)   учащихся   жюри   Олимпиады,   второй (очный) - тестирование учащихся (теоретическая часть)

III  этап (очный) - защита творческих проектов

4.3. По итогам III этапа состоится торжественное подведение итогов Олимпиады, где объявляются победители.

 

V. Содержательные линии Олимпиады

5.1.Олимпиада проводится по следующим содержательным направлениям профессиональной деятельности:

  1. металлообработки, деревообработка
  2. легкая промышленность
  3. сфера обслуживания
  4. общественное питание и торговля
  5. строительство
  6. транспорт
  7. сельское хозяйство

5.2. По  результатам первого заочного отборочного тура для участия в первом очном туре будут отобраны до 5 лучших проектов по каждому из вышеперечисленных направлений профессиональной деятельности.

VI.   I тур (заочный) II этапа Олимпиады - рассмотрение представленных творческих проектов учащихся

6.1.       Учащийся   представляет   документы   в  департамент   общего   и профессионального образования в печатном виде не менее 10 печатных страниц с сопровождением электронной презентации (не менее Ю-12 слайдов) в 1 экземпляре, заверенные печатью учреждения начального профессионального образования.

6.2.   Направляющая сторона несет ответственность за качество подготовки и своевременное предоставление документов участника.

6.3.   Жюри проводит стенку представленных материалов и готовит список учащихся, прошедших заочные туры Олимпиады.

Критерии опенки представленных творческих проектов

(пояснительной записки)

п/п

Критерии оценивания

Количество баллов

  1.  

Общее оформление

5 баллов

  1.  

Оригинальность

5 баллов

  1.  

Обоснованность актуальности

5 баллов

  1.  

Формулировка поставленных задач и их решение в ходе проектирования

5 баллов

 

Итого: сумма 20 баллов

 

 

VII.   II тур (очный) II папа Олимпиады - тестирование

7.1. 1 этап Олимпиады включает в себя 30 вопросов, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 30. Время выполнения тестовых заданий – 1 час.

 

VIII.   Ill этап (очный) Олимпиады - чащи ч\ творчески* проектов

8.1. Продолжительность защиты творческого проекта не должна превышать 11 минут.

Критерии защиты творческих проектов

п/п

Критерии оценивания

Количество баллов

  1.  

Оригинальность представления проекта

2 балла

  1.  

Умение удержать внимание аудитории

2 балла

  1.  

Обоснованность выбора идеи

2 балла

  1.  

Аргументированные ответы на дополнительные вопросы по проекту

2 балла

   5.

Стиль изложения

2 балла

 

Итого: сумма 20 баллов

 

 

Критерии оценивания качества изделии (услуги)

п/п

Критерии оценивания

Количество баллов

  1.  

Соответствие требованиям стандарта

5 баллов

  1.  

Соответствие требованиям технологической документации

5 баллов

  1.  

Творческая и профессиональная направленность

5 баллов

  1.  

Качество изготовления

5 баллов

 

Итого: сумма 20 баллов

 

 

IX. Награждение победителей Олимпиады

  1. Награждение    победителей    Олимпиады    проходит    по    направлениям профессиональной деятельности, указанным в пункте V данного Положения.
  2. Победители      Олимпиады      награждаются      Почетными      грамотами департамента общего и профессионального образования Брянской области, Брянского института повышения квалификации работников образования.
  3. 3.     Совет      директоров      учреждений      начального      профессионального образования Брянской области учреждает порядок награждения победителей Олимпиады памятными сувенирами.

 

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977. -304с.

2 Беспалько В.II. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. 3.  Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб.пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -515 с.

Опубликовано : 22 мая 2014